Что будет, если объединить увлечённого своим делом застройщика и краеведа? Получатся подъезды ЖК «Ялав» с редкими историческими снимками. Поскольку все они подписаны, то отличить одно от другого могут не только специалисты, способные идентифицировать эпоху и здание по кирпичу.
О том, что хотела сказать этим компания «ИСКО-Ч» и почему это так интересно, мы спросили знатока нашего города, дизайнера и автора телеграм канала «Визуальная культура» Алексея Кирова.
— Алексей, как началась ваша дружба с Новым городом?
— Эта история приключилась в 2020 году, когда мы вместе с Павлом Поповым и его фондом «Искусство и технология» открывали фотовыставку братьев Костиных, посвященную не только Чебоксарам, но и Чувашии в целом. А надо сказать, что для нее нужны были довольно большие фотографии, и если другие выставки я мог делать своими усилиями, то эта получалось дороже обычной, что поневоле навевало мысли о меценатах. Тогда Павел подумал, что логично обратиться за поддержкой к компании «ИСКО-Ч», известной любовью к урбанистике. Я знал, что застройщик поддерживает инициативы на тему урбанистики и не равнодушен к истории города и республики. По сути, строительная компания – это такая движущая сила, которая меняет город, а мы, краеведы, фиксируем перемены. Сотрудничество напрашивалось само по себе.
— И компания «ИСКО-Ч» помогла?
— Да, собственно, наше близкое знакомство с застройщиком состоялось именно на той выставке. Она называлась «Простой советский человек» и получилась весьма успешной. Несмотря на пандемию, мы за нее получили звание «Лучшее культурное событие года». Это меня так приободрило, что я стал делать такие выставки чаще.
Далее сотрудничество продолжилось, когда мы с коллегой, краеведом-исследователем Владимиром Трофимовым, выпустили книгу «Чебоксары. Виды города за последние 150 лет». Её дарили все приглашенным гостям на самую первую презентацию жилого комплекса «Ялав».
— Откуда такая любовь к истории города?
— Как раз от Владимира Трофимова, потому что его увлечение городом, влюблённость в него, невероятны заразительны. Мы сошлись, когда я работал в «Советской Чувашии», а Владимир готовил материалы для этого издания. И на основе этих материалов получилась книга, выпущенная по заказу Чувашского книжного издательства. И самый первый тираж выкупила компания «ИСКО-Ч», чтобы дарить своим партнерам.
— А идея оформить общественные зоны «Ялава» историческими фотографиями города исходила от застройщика?
— Да, – как и концепция выставки исторических фотографий «Уездный город», которую мы представили 1 июня, на Дне защиты детей. Снимки классно вписались в мокапы с кирпичной фигурной кладкой, они и сейчас расположены на подступах к ЖК «Ялав». Здесь мысль в преемственности поколений, в бережном отношении к городу, который люди строили задолго до нас и который теперь предстоить строить нам.
— По какому принципу выбирались фотографии для общественных зон «Ялава»?
— Ну, во-первых визуально. Во-вторых, у нас есть три дома и три периода. Первый – «Уездный город» примерно до 1920 года. Второй – «Молодая столица», мне нравится этот термин, потому что я сам его и ввёл, – это от двадцатых годов до Великой Отечественной войны. Заводы, которые были эвакуированы к нам в то время, дали невероятный импульс развитию города. Третий – это уже некий индустриальный город, пятидесятые и далее.
— Расскажете о некоторых снимках?
— Вот, например, набережная, 1955 год. Ее только-только воздвигли в таком виде, поставили колонны, фонтан чуть дальше, отреставрировали кинотеатр «Родина». Посмотрите, какое здесь все нарядное — и люди, и город. Надо сказать, эту локацию несколько раз перестраивали, и здесь представлен один из вариантов. Вообще, набережная — больше, чем набережная. Это то, чем встречают Чебоксары своих гостей. Потому что теплоходство всегда было развито, Волга трудилась без устали, баржи сновали как автомобили по шоссе.
— А здесь другая точка входа в город — территория вокруг железнодорожного вокзала?
— Это будущая улица Николаева, тогда – Энтузиастов. Памятник Чапаеву вот-вот откроется, видите, он еще накрыт тканью. На дворе шестидесятый год, мы ждем сорокалетия чувашской автономии. До первого троллейбуса осталось четыре года.
Вокруг был разбит большой парк, тогда это место считалось окраиной города, дальше почти ничего нет.
На фото видно, что пока еще никто не стесняется ходить поперек проезжей части, и вот такие трогательные детали невероятно интересно разглядывать.
Почему памятник поставлен именно здесь? Чтобы каждого, кто приехал в Чебоксары железной дорогой, встречал Чапай на коне. К слову, сами односельчане узнали героя только в 1935 году, когда им привезли фильм «Чапаев» и кто-то наверняка воскликнул: а уж не про нашего ли Ваську кино?
— А это у нас что?
— Эту фотографию я люблю, потому что она мало известна, попала к нам из домашнего архива. То, что вы видите, называется проспект Сталина – будущий проспект Ленина, у которого в те времена была только улица, ныне Нижегородская.
Тогда градостроители линейкой прочертили прямую линию, и по этой линии построили проспект. Расчертили план, пересечения с другими улицами. Строительство домов началось одновременно от этих пересечений, и уже потом соединялось в улицы. И ведь сошлось. В столыпинские времена еще Транссиб так строился, когда рабочие шли навстречу друг другу. Такое глобальное дело вместилось всего в одно десятилетие, что до сих пор кажется немыслимым.
— А вот на этом фото точно нет архитектурных красот.
— Зато есть Великая Чебоксарская Грязь – так выглядел город с начала времен и примерно до семидесятых годов. А ведь это, практически, одна из центральных улиц.
— Алексей, что вы хотите сказать жителям «Ялава» этой фотографией?
— Радуйтесь, что вы живете в таком благоустроенном и комфортном районе. Но если серьезно, я считаю, что любая историческая фотография – классная. Это наше прошлое, его уже не переписать, остается только полюбить.
На этом снимке – нулевой километр Чебоксар – Введенский собор, самое старое каменное здание не только в городе, но и в Чувашии. Он, как ни странно, в неплохой форме, (возведено в 1651-1657 годах, согласно разным источникам). За всё время своего существования собор не работал только два года.
За деревьями немного видно трахомотозный институт – сейчас кардиодиспансер. Была такая болезнь – трахома – про которую мы уже и не помним, потому что она ушла из нашей жизни. Это страшное бактериальное заболевание, 75% чувашей были им поражены, пока советская власть не искоренила эту дрянь в ноль, для этого и построили целый институт.
Кстати, это последнее чебоксарское здание в стиле конструктивизма. С 1932 года это архитектурное направление было распространено по всей стране, но уже в 1935 году его признали упадническим и отменили. А у нас же возвели институт по старым чертежам, поэтому мы в 1937 году выдали мега-конструктивистское здание, вступив в невольное противоречие с политикой партии.
— Тут у нас некое деревянное зодчество?
— Между прочим, это чебоксарская триумфальная арка. Народ её по-простому называл «октябрь хапхи» или Хӗрлӗ хапха». Этот арт-объект задумывался еще в год основания Чувашской автономии, к 1924 насобирали денег, к 7 ноября его открыли. Арка простояла до мая 1930 года, то есть, всего шесть лет, находилась ребром к Речпорту. Потом кто-то решил, что она мешает проезду грузовиков, и всю эту красоту, недолго думая, снесли.
Наверху в праздники располагался оркестр, оттуда говорили разные речи, громогласно вещал радио-репродуктор.
Ну, если бы меня кто-то спросил, какой памятник нам необходимо восстановить, я бы точно сказал: вот эту штуку. Она клёвая, эклектичная, весёлая. И не слишком дорогая, потому что из дерева.
А вот по этому чудному зданию до сих плачут все архитекторы города – бывший главпочтамт. Конструктивизм в чистом виде, явление уникальное. Очень жаль, что не сохранилось до наших дней.
— Оу, что это за варяжские ладьи?
— Очень остроумный способ переправки дерева по Волге. Из бревен сооружали вот такие чудные баржи, здесь же было предусмотрено все для проживания людей. И в таком виде дерево сплавлялось по реке, а потом на берегу разбиралось, и заказчик таким образом получал свой груз.
— Такое ощущение, что про каждую фотографию можно говорить бесконечно…
— Поэтому я предлагаю идею, запишите пожалуйста: сделать музей Чебоксар именно в Новом городе, потому что в нашей прекрасной столице его до сих пор нет. Есть только краеведческий, он же национальный, но это совсем не то. Там даже нет зала, посвященного городу.
Я прямо уверен, что компания «ИСКО-Ч» способна создать такой музей легко и просто, чисто размяться после завтрака. Ну а пока его нет, мы подумываем создать куар-коды под фотографиями, чтобы подробно рассказать про каждую. А жителям ЖК «Ялав» я очень рекомендую побродить по разным этажам своего дома, потому что там действительно много интересного. И, может, заглянуть в гости к соседям.