Говорят, в Новом городе всё очень современное и очень умное. Говорят, умные в Новом городе даже электросети. О том, что такое цифровизация в электроснабжении и почему это полезно не только для жителей района, но и Чебоксар в целом, мы разговариваем сегодня с заместителем главного инженера по техническому развитию и производству работ Скворцовым Денисом Владимировичем.
— Из послания главы республики Олега Николаева, мы узнали что в Новом городе какие-то необычные электросети.
— Да, здесь внедрена система «Цифровые электрические сети». Как работает диспетчерская служба в нецифвровизированных районах? В случае аварии поступают звонки от потребителей, как правило, рассерженных, о том, что нет света.
— С благодарностью никто не звонит?
— Бывает, но редко. Где-то что-то отключилось, диспетчер узнает об этом по звонку, определяет по адресу, к какой подстанции этот дом подключен, направляет туда аварийную бригаду. Бригада приезжает, начинает выполнять переключения, находит поврежденный участок, запитывает потребителей по резервной схеме, передает эту информацию диспетчеру, и после этого диспетчер вызывает ремонтные службы, которые восстанавливают участок.
Что происходит там, где внедрена система «Цифровые электрические сети»? Диспетчер узнает о неполадке сразу, до звонков потребителей. Он видит сигнал на компьютере, система сразу же выдает информацию о том, что произошло отключение. Диспетчер видит, на каком участке и на какой подстанции оно случилось, и отправляет туда оперативную бригаду. А в ряде случаев там, где имеется функция удалённого управления, выполнить переключение можно сразу с рабочего места диспетчера.
— Соответственно, простым жителям современные сети дают?..
— Сокращение времени перерывов электроснабжения.
— Таким образом, жители Нового города могут даже не заметить того, что у них проблемы со светом?
— Да, это может быть кратковременное мигание света на время переключения, но можно обойтись и вовсе без перерывов в электроснабжении. Как правило, во время аварии отключение происходит не сразу, допустим замкнуло только одну фазу из трех. Теперь диспетчер может заблаговременно предотвратить отключение.
— А весь Новый город подключен к цифровым сетям?
— Частично. Подключены четыре подстанции, это половина сетей Нового города.
— Правильно мы поняли, что предусмотрены какие-то резервные линии?
— Да, жилая застройка вся запитана по такой схеме, которая предполагает резервирование. Есть основной кабель, есть резервный, который временно подключается во время аварии. И там, где есть функция телеуправления, где оборудование позволяет, нет необходимости выезжать на место, нужные переключения можно выполнить удаленно. Оперативная бригада на это время не тратит, всё это существенно сокращает время восстановления электроснабжения.
— Где цифровые электросети уже проложены?
— Сейчас реализован пилотный проект в Новом городе. Новые современные подстанции позволяют их оборудовать соответствующей начинкой, необходимой для цифровизации, вот почему нам удобно было запустить пилот именно здесь. Ведь ставить систему на старые сети нельзя. Сначала надо провести реконструкцию подстанций и линий. Это довольно дорого. С нуля всё это выполнить куда проще.
К слову, цифровые электросети Нового города были реализованы в рамках национального проекта по цифровизации.
— Когда запущена цифровая электросеть в Новом городе?
— В конце 2022 года, в течение 2023 мы проводили опытную эксплуатацию, пусконаладку, отладку. Система показала свои эффетивность и потенциал, и мы, пользуясь этим опытом, планируем в дальнейшем масштабировать и развивать эту систему. Предполагается поэтапное и постепенное внедрение ее в другие районы Чебоксар.
В дальнейшем на её основе мы выстроим интеллектуальное управление сетями. То есть, задействуем искусственный интеллект, который поможет нам прогнозировать нагрузки, оптимизировать работу сети. Это будет примерно к 2030 году.
— Чем именно будет заниматься искусственный интеллект?
— Помогать диспетчеру прогнозировать потребление электроэнергии, управлять нагрузками, в определенных случаях будет предлагать оптимальную схему электроснабжения, чтобы не допустить перегруза на определенных участках сети. Не допустить аварийные ситуации и восстанавливать электроснабжение очень быстро.
— Кто-то уже такое пробовал?
— Мы знаем, что в ряде регионов подобные система тоже внедряются, работают. Нам помогают электротехнические предприятия нашей республики, и в проектировании, и во внедрении этой системы.
— А каким будет следующий район для цифровизации?
— Планируется оборудовать все ключевые подстанции и распределительные пункты. Очередность будет определяться проектом, это зависит от нагрузок, статистике по аварийности. И пусть мы не сможем переоборудовать каждую подстанцию, но сделаем это с ключевыми, через которые проходит распределение электроэнергии на большие группы потребителей.
— Насколько дорого монтировать цифровые сети?
— Затраты существенные, сюда входят и программное обеспечение, и оборудование, и информационная безопасность. Последней уделяется очень большое внимание, поскольку возможность дистанционного управления потенциально опасна взломом. Законодательство устанавливает серьезные требования, да и здравый смысл говорит о том, что необходима защита от внешнего вмешательства.
— Хватает специалистов?
— Специалистов много не бывает, особенно нужны технари со специализированным образованием.
— Сегодня нагрузка в каждой семье значительно выросла. Вы учитываете это при прокладке новых сетей?
— Конечно. Новые сети строятся с запасом по пропускной способности, с расчетом на дальнейший рост нагрузок, это касается и резервных линий.
— Электричества хватит на всех?
— Я думаю, об этом можно точно не беспокоиться.