В феврале 2022 года эта дорога представляла собой необыкновенное зрелище: представьте себе, зима, снег, и, практически в чистом поле, идет одинокий троллейбус, совершенно непонятно, куда. Тогда здесь еще не было жилых домов, только дорога, тяговая подстанция, контактные сети, и большие планы.
А примечательного в этой истории то, что тестовый запуск троллейбуса был проведен задолго до появления первых жителей ЖК «Ялав», буквально – на этапе строительства котлованов. Потому что генеральный застройщик Нового города, компания «ИСКО-Ч», искренне верит, что свои дома надо сдавать с готовой инфраструктурой, а не наоборот.
И вот прошло совсем немного времени, и ЖК «Ялав» мало того, что уже принял первых собственников, но еще и провел у себя XXI Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший водитель троллейбуса». Очень символично, что лучшие из лучших приехали на соревнования именно в Чебоксары, именно в Новый город, именно в «Ялав».
Организаторами конкурса выступили Министерство транспорта Российской Федерации, ФБУ «Росавтотранс», НИИ автомобильного транспорта и ГУП Чувашской Республики «Чувашское транспортное управление». Комфортно разместиться в Новом городе организаторам и конкурсантам помогали – компания «ИСКО-Ч» и вода «Ореол здоровья».
На трассу с препятствиями вышли 32 водителя троллейбусов из различных городов России: Хабаровска, Новосибирска, Калининграда, Воронежа, Уфы, Пензы, Кирова, Саратова, Севастополя, Санкт-Петербурга и других. Призовой фонд составил 500 000 руб, и знаете что: получить его было весьма непросто.
Если вы никогда прежде не видели, как проходит конкурс профессионального мастерства в этой отрасли, то сейчас мы вам все расскажем. Увлекательное зрелище: маневры на крупногабаритном виде транспорта, особенно модуль «комфортное вождение» проходящий под кодовым названием «не урони бабушку». Доказано, что при ускорении больше 1,5 метра на секунду в квадрате, пассажир не успевает среагировать и падает. Допустить такого безобразия участником было никак нельзя.
Сначала каждый водитель проходил «змейку», лавируя между конусами, потом ему предстояло упражнение «канава», где следовало проехать четко по выложенным узким дорожкам, да так, чтобы не задеть ни одного препятствия. Задачка со звездочкой: задний заезд в бокс, с которым справились далеко не все. Дальше нужно было четко по разметке подать троллейбус на остановку, чтобы расстояние до бокового бордюра не превышало 40 см, и не уронить рога на крутом повороте, и в итоге остановиться строго по линии, ни сантиметром меньше или больше. Ну-ка признавайтесь, кто способен провернуть такое даже на легковушке?
Разумеется, не обошлось без экстрима. Так, один из водителей на левом повороте не рассчитал габаритов и задел сразу несколько конусов, после чего они застряли в пространстве между дном троллейбуса и асфальтом.
На помощь пришел мега-опытный чебоксарец Эдуард Арсентьев, вот уже 28 лет подающий на остановки нашего города троллейбусы. С помощью книлинга (специальной функции, при которой половина троллейбуса наклоняется к остановке), мастерам удалось приподнять дно и извлечь конусы. Ух!
Пока шли соревнования, мы поговорили с несколькими участницами, ожидающими своего выступления.
Юлия Костромина, водитель первого класса из Альметьевска (стаж 17 лет) рассказала, что эта профессия переходит в их семье по наследству.
— Водить троллейбус было моей мечтой с самого детства, у меня мама водила троллейбус, и дочке тоже нравится эта профессия.
— А как же сказывается на характере такая нелегкая работа?
— Нервы должны быть стальными.
Гульназ Иванова из Стерлитамака за рулем троллейбуса вот уже 15 лет, а пришла она в профессию из поваров-кондитеров. О такой радикальной смене деятельности Гульназ нисколько не жалеет, только вот вставать в 4.30 утра тяжеловато.
— Ужасно волнуемся, сегодня у всех и пульс учащенный, и давление повышенное. Мы же представляем свои города, и в упасть в грязь лицом не хочется никому.
Гульназ добавила, что впервые в Чебоксарах, и ей очень понравилась наша столица, красивая и гостеприимная.
Рядом с конкурсной площадкой проходили мастер-классы от партнеров и развлекательная программа для детей. Любители ретро могли пофотографироваться в троллейбусах. Старыми назвать их язык не поворачивается – состояние у них отличное.
Второй день конкурса проходил тоже в Новом городе и был уже не таким активным и насыщенным – имел теоретический характер. Между прочим, участники больше боялись не справиться с модулем на знание устройства троллейбуса, нежели с фигурным управлением. Еще они сдавали ПДД, правила технической эксплуатации и основы трудового законодательства.
Победителем XXI Всероссийского конкурса «Лучший водитель троллейбуса», получившим приз в 500 тысяч рублей, стал Сергей Василенко из Самары. Чебоксарец Эдуард Арсеньев взял бронзу.